Один за всё

Крымское время. Уже через несколько дней, с 1 июля, в Крыму должно было начаться внедрение единого платёжного документа. Как обычно, к заявленному сроку чиновники не успели, но тем не менее осенью система всё-таки заработает. Готова ли республика к такому новаторству и что оно сулит нам, потребителям коммунальных услуг?

ПРИШЛА ПОРА
Суть внедряемой системы в том, что вместо кучи абонентских книжек для оплаты коммунальных услуг потребитель будет пользоваться единой квитанцией. По ней он платит сразу за всё: электроэнергию, отопление, газ, холодную и горячую воду, капитальный ремонт. Идея не новая: в России оплата услуг ЖКХ по единой квитанции – распространённая практика. Рано или поздно она должна была добраться и до Крыма, это было лишь вопросом времени.

Для организации такого формата оплаты необходим посредник между потребителями и ресурсопоставляющими предприятиями. У нас эта роль досталась подведомственному предприятию Министерства ЖКХ РК – ГУП «Единый информационно-расчётный центр» (ЕИРЦ).

Как же работает новая для крымчан система? Чтобы сообщить показания счётчиков, потребитель заполняет корешок платёжного документа и отдаёт его в абонентский отдел ЕИРЦ. Информацию можно передавать и не выходя из дома, позвонив по телефону контактного центра или отправив сведения через интернет. Затем вы получаете единую квитанцию, в которой, помимо счёта за «коммуналку», будут также сведения о тарифах, нормативах потребления, информация о состоянии лицевого счёта, сумма льгот, учёт переплат, перерасчёты и их основание. Если есть задолженность, информация о ней попадёт в отдельную графу квитанции. Короче, всего один документ должен дать гражданину исчерпывающую информацию о положении дел с коммунальными платежами.

Плюсы такой системы очевидны. Единая квитанция сделает прозрачнее весь процесс оплаты коммунальных услуг. Человеку наконец станет ясно, за что он платит и не «кидают» ли его на деньги. И, безусловно, гораздо проще и удобнее получить готовый документ, а не заполнять несколько абонентских книжек, самостоятельно рассчитывая размер ежемесячного платежа.
Есть и существенный недостаток: если потребитель не может оплатить всю сумму сразу, разбить её на части больше не получится. А за просрочку вводятся пени и штрафы.

СЛОЖНо, НО ПРОЗРАЧНо
Внедрение единого документа будет не одномоментным, а поэтапным, в зависимости от готовности управляющих компаний и ресурсников к нововведению.

– В наших планах запустить систему в Симферополе с сентября, – рассказывает Екатерина Казаченко, генеральный директор ГУП «Крымский республиканский единый информационно-расчётный центр». – На полуострове система заработает только к середине следующего года, так как управляющие компании затянули процесс передачи баз данных абонентов. Потребовалось вмешательство Совета министров. Внедрение проекта пройдёт в два этапа: первый – многоквартирные дома, второй – частный сектор.

Получив деньги от потребителей по единому платёжному документу, ЕИРЦ будет перенаправлять их ресурсным и управляющим компаниям через транзитный счёт в банке. Эта система движения денег должна исключить возможность махинаций и нецелевого использования средств.

– У ЕИРЦ отсутствует расчётный счёт для сбора коммунальных платежей. Эта функция передана банку-партнёру. Такая схема уже более тринадцати лет работает в Москве, – поясняет Казаченко. – Оплата услуг с транзитного счёта поступит на счета управляющих и ресурсных компаний день в день, и у ЕИРЦ к этим средствам доступа не будет.

Роль банка-проводника досталась, разумеется, РНКБ – любимому коммерческому партнёру крымского правительства.

– Мы используем готовую московскую схему работы, – комментирует представитель банка Александр Шерстюков. – Нареканий она не вызывает, так как формировалась более десяти лет. Это самая совершенная система в России.

НЕЖДАННые СОПРОТИВЛЕНцы
Если помните, несколько лет назад в Крыму уже пытались создать единый расчётный центр, но тогда поставщики коммунальных услуг отказались предоставлять ему свои абонентские базы. Они заявили, что посредник между производителями и потребителями не нужен. Кроме того, их не устраивало, что платежи должны сначала поступать на счёт единого центра, а уже затем распределяться между предприятиями, на что требуется дополнительное время.

Сейчас история повторяется: на самых начальных этапах внедрения системы (год назад) правительство встретило решительное сопротивление со стороны поставщиков ресурсов. Наиболее активными противниками нововведения стали компании «Крымэнерго» и «Крымгазсети».

– «Крымэнерго» не то чтобы сопротивляется… Компания сомневается, – поясняет Александр Жданов, министр ЖКХ РК. – Поэтому у нас назначено несколько совещаний с Минтопэнерго, на которых эти компании будут решать, когда вступить в систему единого платежа. Электричество есть в каждом доме, и, чтобы понять, что у нас происходит в жилом фонде, хотелось бы видеть все лицевые счета «Крымэнерго». С «Крымгазсетями» такая же ситуация.

Подобное поведение всегда выглядит подозрительно. Если разобраться, какая компаниям разница, будут они получать деньги напрямую от потребителя или через посредника, – финансово ни одна из сторон при такой схеме не проигрывает. Кроме того, по оценкам специалистов, новая упрощённая система должна повысить собираемость платежей, что, ясное дело, поставщикам ресурсов только на руку. Так в чём причина упорного нежелания сотрудничать? Очень похоже на то, что компании просто не хотят делать прозрачной свою бухгалтерию. С чего бы это?

И ещё один вопрос, повисший в воздухе: что станет делать крымское правительство, если поставщики коммунальных услуг даже после переговоров не изменят своего настроя? Эти компании – монополисты на рынке, значит, альтернативы им нет. Получается, если они не уступят, властям придётся вообще отказаться от внедрения системы? На этот вопрос у МинЖКХ ответа пока нет – там до последнего надеются на успешный исход предстоящих переговоров.

В любом случае единый информационно-расчётный центр уже в сентябре выставит населению первый счёт – за капитальный ремонт многоквартирных домов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.